Альтернативный Пирл-Харбор. Начало.

Налёт японской авиации на Пёрл-Харбор - один из хорошо известных эпизодов ВМВ. Про него знают не только любители военной истории; он известен многим, благодаря в том числе Голливуду. Их мелоэпический «Пёрл-Харбор», возможно, даже не уступает нашему «Сталинграду» Бондарчука.

Коротенько о том, что было в РИ:

Утром 7 декабря 1941 г. самолёты с японских авианосцев внезапно атаковали американскую ВМБ Пёрл-Харбор и аэродромы на острове Оаху. Всего в налёте участвовало 353 самолёта, разделённые на две волны. Японцы потопили и повредили 8 американских линкоров, уничтожили более 200 самолётов. Из налёта не вернулось 29 японских самолётов.

Японская операция получилась эффектной и результативной. Но пытливо настроенные исследователи (и просто любители и почти профессионалы) находят, что всё-таки операция как она проведена - не идеал, можно было провести её и лучше. В ней есть что развить - и по замыслу и по исполнению. Есть (были) возможности, что в РИ не были использованы.

Что могло бы быть ?

В числе улучшений давно, чуть ли не с 7-го уже декабря, предлагается повторить налёт - выслать 3-ю и 4- волны. Ведь в Пёрл-Харборе оставалось ещё уйма чего, не то, что не добитого, а и вообще не тронутого. 

- Но на это приводятся веские возражения. Да, 1-я и 2-я волны потеряли относительно немного (29 машин и 55 лётчиков), но из вернувшихся самолётов более 70 были повреждены; часть их будет списана, часть восстановят не ранее, чем на следующий день. Какой ущерб американцам нанесла бы 3-я волна ещё неизвестно, но вот японцам потери бы она точно добавила. К её прилёту американцы организовали бы своё ПВО лучше, чем оно было для первых двух волн. Авиагруппы на японских авианосцах сократились бы существенно.

В общем, 3-я волна – достаточно сомнительное решение. Нагумо был, пожалуй, прав отказавшись от 3-й волны. К тому же, и в первых двух был недобор возможностей, над которым можно поработать.

Известный историк А. Больных достаточно подробно (в «Пёрл-Харбор: «пиррова победа» ...») разбирал организацию японского налёта – выделив её слабые стороны. В частности: сомнительная эффективность использованных японцами 800 кг бронебойных бомб. В 1-ю волну японцы отрядили 49 самолётов, вооруженных по одной такой бомбе. По 2 бомбы попали в 4 линкора; итого 8 попаданий. «Тенесси» и «Мэриленд» получили некоторые повреждения, и одна бомба уничтожила линкор «Аризона». Остальные попадания эффекта практически не имели. Просто эти бомбы имели слишком малый заряд взрывчатки — меньше 23-х килов из общего веса в 800 кг. Да и это взорвалось не во всех случаях попадания - подвели взрыватели (либо взрывчатка просто сгорела, не сумев разорвать корпус бомбы). 45 бомб впустую, две так-сяк и одна результативно - это, в общем, нормально для бомбометания. Только в нашем конкретном случае получается, что 45 самолётов 1-й волны слетали просто так — это уже не очень нормально. 

B5N "Кейт" с 800 кг бомбой.

- Но вариантов использовать эти 49 бомберов как-то иначе - перенацелив их для большей отдачи на что-то другое, у японцев нет. У них была задача: вывести из строя американские линкоры. Эти линкоры стояли в два ряда; внешний ряд можно было поразить торпедами, но внутренний ряд от торпед был прикрыт – с одной стороны стояли линкоры внешнего ряда, с другой был остров. Японцам надо было достать и линкоры внутреннего ряда – а сделать это можно было только скинув на них бомбы.

Как АИ-вариант: японцы довели свои 800 кг бомбы до ума. В ней только 23 кг взрывчатки на общий вес в 800 кг – это мало. Для сравнения: американская бронебойная авиабомба AN-Mk33: масса – 454 кг, масса ВВ – 64 кг, бронепробиваемость – 127 мм (как раз толщина бронепалубы «Аризоны»); или британская БРАБ AN-Mk.I общим весом 726 кг с ВВ в 97,6 кг. Если бы японские бомбы имели хотя бы 80-кг заряд ВВ – то их взрывы внутри американских линкоров были бы гораздо разрушительнее.

- Вот только бронебойная бомба – изделие гораздо более сложное, чем просто фугасная. Разработка хорошей БРАБ – дело сложное и весьма затратное. США и британцы могли себе это позволить. Японцы же вынужденно экономили, когда за основу своей БРАБ взяли 410 мм снаряды линкоров типа «Нагато». Заряд ВВ в этих снарядах изначально был мал (килов 15). В общем, чтобы японцы сделали БРАБ лучше, чем у них было – очень малореально. 

Также малореально увеличить процент попаданий – ведь скидывать бомбы японцам надо было под вражеским огнём с высоты в 3 км (если ниже - то бомба не успевает разогнаться в падении (и набрать энергию, необходимую для пробития бронепалубы); если выше – то вероятность попадания с такой высоты сильно уменьшается). На учениях японские пилоты достигли 70% попаданий – при такой статистике в налёте из 49 бомб попали бы в цель штук 30 с гаком. Возможно, японское командование рассчитывало на такую результатативность. Но, японские же расчёты показывали, что в боевой обстановке полигонная меткость снижается минимум на 40 %.

Как вариант: использовать в налёте не бронебойные 800 кг бомбы, а просто фугасные. При том же общем весе в японских фугасках было 382 кг взрывчатки. К тому же в фугаске двойной (и вверху и внизу) взрыватель - это надёжнее. Бронепалубу линкора фугаска не пробьёт, но и взрыв почти 400 кг взрывчатки поверх бронепалубы нанесёт тяжёлые повреждения линкору. И бронебои надо было сбрасывать с высоты не ниже 3 км. А чтобы сбросить фугаски самолёты могут опускаться ниже - это способствует точности; будет больше попаданий, по несколько на линкор. Также бронебой, упавший мимо корабля, ущерба ему уже не нанесёт. А вот фугаски опасны и при промахе (близком), они дают мощный взрыв в воде - разрушительный для подводной части линкоров.

Бронебойная бомба 800 кг. 23 кг ВВ
Фугасная бомба 800 кг. 380 кг ВВ + двойной взрыватель.

Были проколы по мелочи: 6 торпедоносцев атаковали «Юту» (небоевой корабль). 

- Ну, это горячка боя, там некогда определять - что за корабль ты видишь; да и 6 (из 40) торпедоносцев, отвлекшихся от атаки основной цели – это немного. 

То ли разведка, то ли планировщики операции упустили аэродром в Халейве. С него потом взлетели несколько американских истребителей. 

- Просто целей (военных объектов США) на Оаху много, а самолётов у японцев мало; если отряжать самолёты на все цели – ни по одной сильного удара не получится.

РИ: во вторую волну японцы отрядили 171 самолет, в том числе 81 пикировщик, но ничего серьёзного они не сделали. Пикировщики большей частью атаковали американские линкоры, добившись около десятка попаданий. Но что может сделать линкору 250 кг бомба японского пикировщика (больше он не тянул)? Ну, повредить может – но не сильно, недолгий ремонт и линкор снова совершенно целый.  При этом на пикировщики 2-й волны пришлась половина японских потерь в операции — 14 сбито, 40 повреждено. 

АИ: Большие потери и малая результативность пикировщиков определялись тем, что они атаковали преимущественно линкоры. Так, может, изменить цели 2-й волны ? - Пикировщики надо направить на цели, для которых их бомбы были бы разрушительны до фатальности. В Пёрл-Харборе имелось множество подходящих целей. Эсминцы, крейсера, подводные лодки, хранилища топлива с 400 000 т (это очень много) мазута. 

- Но тут проблема - воззрения японского адмиралитета. Японская доктрина гласила, что линкор – главная сила в морской войне. И планы строились в строжайшем соответствии с доктриной. Это современные авторы видят в Пёрл-Харборе множество заманчивых целей, кроме линкоров. Японцы 1941-го – как штабные планировщики, так и лётчики-исполнители, видели только одну цель - линкоры (+ аэродромы – только чтобы самолёты с них не мешали атаковать линкоры). Если бы японцы пустили третью волну самолетов, или как-то усилили первые две - то они сосредоточили бы дополнительные усилия тоже на линкорах. 

Вообще, любитель АИ должен помнить: решения в АИ принимает не он – живущий в современном уровне знаний и представлений. Решения в АИ принимают люди, живущие во время этой АИ. И принимают они решения на основе своих, соответствующих их времени, знаний и представлений. Если АИ строится без учёта этого момента, если её автор, исходя из своих хотелок, приписывает нужные решения людям, которые просто не могли бы принять такие решения – это неправильно. В таком случае получается низкосортное АИ, нечистое - смешивающиеся с фэнтези, другим жанром. Впрочем, иногда хочется оторваться от не устраивающих рамок-реалий и нормально, так, пофантазировать.

Впрочем, пикировщики 2-й волны вроде бы имели приказ атаковать крейсера. Но над П-Х они об этом забыли и атаковали более крупные цели - линкор «Пенсильвания», стоявший в доках и не тронутый 1-й волной, а также "Неваду" и "Мериленд", легко повреждённые 1-й волной. Часть пикировщиков скинула бомбы и на крейсера — но почти все промахнулись. 

Общее слабое место двух волн - плохая радиосвязь между японскими самолетами. Эпизод из воспоминаний одного из японских авиакомандиров иллюстрирует состояние связи. Увидев, что с самолётом из его группы что-то не так, он решил выяснить, что именно случилось. Для этого он подлетел поближе и показал из кабины дощечку, на которой написал - мол, ну ты чего? Спрошенный лётчик тоже достал дощечку и стал рисовать на ней иероглифы ответа: "Да подбили меня". Из-за плохой связи группы самолётов нередко рассыпались и действовали над Пёрл-Харбором кто во что горазд. К примеру: 9 пикировщиков одной эскадрильи атаковали 6 различных целей, далеко отстоящих друг от друга. В то время как, слаженные действия группы самолётов по определённой цели принесли бы больший результат.

- Ну, с японской радиосвязью, пожалуй, ничего не сделать, её состояние определялось общим развитием Японии. 

РИ: 1-я волна японцев начала атаку в 07.55, а 2-я волна прилетела через час - когда американцы уже немного прочухались и могли встретить врага получше. В результате потери японцев резко возросли – в 1-й волне потеряно 9 самолётов, во 2-й уже 20. 

АИ: уменьшить разрыв по времени между волнами. Во время подготовки 2-й волны, сразу после взлёта 1-й волны, авианосцы делают рывок к Оаху на мах скорости. Тем самым уменьшится расстояние до цели и время подлёта к ней. Сами самолёты летят не на крейсерской скорости, как 1-я волна, а быстрее. Горючего расходуется больше, но на возвращение хватит, так как авианосцы подойдут ближе к Оаху (миль на 150). Итого получаем: разрыв между началом атак не 60-65 минут — а 35-40.

Меньше разрыв между волнами и ближе авианосцы => меньше потери. Какие-то самолёты в РИ были потеряны из-за того, что будучи повреждёнными, они не смогли дотянуть до авианосцев - те находились слишком далеко. Итого, АИ такие потери: 22 самолёта не вернулось, полсотни повреждены.

Можно уменьшить 2-ю волну => меньше время на подготовку вылета. Можно оставить на авианосцах резервную группу.  А то риск-то какой - где авианосцы США неизвестно, а японцы отправляют в атаку почти все самолёты, оставив только 40 истребителей на всё соединение. 

- Мысль подойти авианосцам Нагумы поближе к Оаху вполне рациональна. Только она основывается на послезнании - это мы сейчас знаем, что налёт прошёл архиуспешно и практически безнаказанно. У японских планировщиков такого знания не было. По изначальной идее налёта авианосцы должны были подойти не ближе 500 миль к Оаху - чтобы исключить возможность ответных ударов американской авиации. Долететь до острова с такого расстояния японским самолётам топлива хватало, но вернуться на авианосцы – нет. Отбомбившись по целям, самолёты должны были падать в море, а их лётчики парашютироваться. Предусматривалась ли спасательная операция и сбор лётчиков с волн – точно не помню. Ямамото считал это приемлемой ценой за атаку П-Х. Его штабисты всё же решили разрабатывать план с возвращением на авианосцы. Но подходить к Оаху следовало не ближе 200 миль – таким японцы считали радиус американской развед.авиации. Если японское соединение будет держаться за этой линией - то вероятно, что авиаразведчики США его не обнаружат и не наведут на него свою авиацию. Американская авиация на Оаху насчитывала до 400 единиц; если бы в Пёрл-Харборе были и три авианосца – то численность самолётов доходила бы до 600. Рисковать авианосцами, пересекая красную черту в 200 миль, чтобы выиграть 20-30 минут и потерять на несколько самолётов меньше, японцы не будут.

Японцы в своём планировании исходили из того, что авиация США на Оаху насчитывала 900 самолётов. Неясно, что они тут посчитали - только базовую авиацию или же вместе с ней и самолёты четырёх американских авианосцев, что по их представлениям должны были быть в П-Х. Японская разведка сплоховала, сильно завысив численность американской авиации. Могли ли они лучше провести разведку - и уточнить данные по авиации США на острове, выявить, что базовых ударных самолётов было там на самом деле немного? Есть мнение, что ошибки японской разведки — не случайность (которой могло и не быть), а система, в силу вообще её плохой организации.     

                                             

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened