Советские источники в виде отдельных книг по теме творчества И. Ильфа и Е. Петрова.

С 1956 г. романы «12 стульев» и «Золотой телёнок» издавались в СССР ежегодно, большими тиражами. Популярность романов была огромной. Это был упрямый факт, на который советские литературоведы должны были отреагировать. 

Первым, с претензией на охват, по творчеству И.-П. высказался Вулис А.З. Постановка проблемы по Вулису: невнимание литературоведов к произведениям И.-П. ведет к непониманию их. Точнее: к неполному и неправильному пониманию. Правильное понимание: романы И.-П. – одно из явлений советской сатиры. По законам сатиры в романах много юмора, но этот юмор несет большую идейную нагрузку. Идейность – в партийном служении, в выполнении такой партийной задачи, как высмеивание врагов социализма. Недостаток и слабость романов – они все же не дотягивают до признанных образцов идейности. В образцах должно указываться прямо: вот это герой и пример, а вот это «сволочь»; употребляются также выражения: «подлые, двуличные враги», «аферисты», «проходимцы», «деляги», «халтурщики», «растяпы», «кровопийцы», «паразиты», «крысы», «гнусные подонки» и «ходячие мертвецы». Советских критиков противно читать, если честно.

Вулис А.З. (1928 – 1993) «И. Ильф, Е. Петров: Очерк творчества.» , 1960.

Другие работы автора: Советский сатирический роман: Эволюция жанра в 20-30-е годы. — Ташкент, 1965; В лаборатории смеха. — М., 1966; Метаморфозы комического. — М., 1976; Серьёзность несерьезных ситуаций: Сатира, приключения, детектив. — Ташкент, 1984; В мире приключений. — М., 1986; Литературные зеркала. — М., 1991

Вышли также работы:

«Почему вы пишете смешно? Об И. Ильфе и Е. Петрове, их жизни и их юморе», 1963.  Автор - Яновская Л.М. (1926-2011), в литературоведении начала с творчества И. Ильфа и Е. Петрова, далее основная тема - творчество М. Булгакова. 


«Илья Ильф и Евгений Петров. Жизнь. Творчество», 1961.

Галанов Б.Е. (1914 – 2000).


«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова», 1963

Старков А.Н.

В общем, у всех примерно то же самое, что и у Вулиса, только поменьше ругани.

Как нетрудно заметить – все книги советских литературоведов по теме относятся к шестидесятым годам. После этого наступило молчание (при желании можно увидеть здесь и умалчивание). За 70-80е гг. изучение творчества И.-П. представлено несколькими диссертациями и статьями в университетских сборниках*. По тематике это, в основном, отдельные наблюдения за словоупотреблением в романах.

Знания о романах советские источники не добавляют. Их основная задача: привязать романы к советской системе. Основная мысль: герои романов – это неизжитые пока враги социализма, а романы такие весёлые от того, что полны горечи и злости. Именно с такими чувствами читатели должны воспринимать выведенных врагов. 

Полученный советскими критиками результат выглядит довольно лживо. Он резко противоречит естественному читательскому впечатлению от романов. По критикам выходит: люди читают романы, чтобы набраться безжалостности к врагам социализма. Надо быть ослом, чтобы принять такие выводы о смысле романов. Да никто их и не принял. К примеру: советские кинематографисты видели в книгах про Остапа весёлую игру с романтическим уклоном, что и воплощали в экранизациях, игнорируя мрачных критиков. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened