Супер-Пёрл-Харбор. Продолжение.

Итак, 7 декабря 1941 японское ударное соединение подавило американскую авиацию на Оаху. Там осталось только 35 ударных самолётов. Также были выведены из строя линкоры в Пёрл-Харборе, а затем (это уже АИ) уничтожены американские соединения в море. 

А в ночь с 7-го на 8-е японские линкоры подойдут к Оаху; цель – обстрелять Пёрл-Харбор. Надо добить подранков - американские линкоры, повреждённые дневным налётом — «Пенсильвания» в доке, «Невада» на мели, зажатый у причала «Теннеси», торчащие из неглубокой воды надстройки затонувших «Калифорнии» и «Вест Вирджинии», наконец, не сильно повреждённый «Мериленд». А также в гавани были ещё крейсеры — два тяжёлых и три лёгких. + 15 эсминцев, вспомогательные корабли. Ну и нефтебазы, доки и т.д.

Американские линкоры после налёта.

Как АИ-вариант: японцы по сравнению с РИ усилили удар по американской авиации - часть пикировщиков 2-й волны ударили вместо гавани по аэродромам. Самолётов у американцев должно остаться ещё меньше – штук 20 ударных, да десятка три истребителей. 

По поводу перенацеливания пикировщиков с линкоров в гавани на аэродромы могут возникнуть возражения. В позапрошлой публикации утверждалось: «Японская доктрина гласила, что линкор – главная сила в морской войне. И планы строились в строжайшем соответствии с доктриной... Японцы 1941-го – как штабные планировщики, так и лётчики-исполнители, видели только одну цель – линкоры». Но это не точно. В своей операции японцы ставили такую цель: предотвратить вмешательство флота США на период, когда японский флот будет занят походами в юго-восточной Азии. Японцы понимали, что вмешательство флота США можно предотвратить и разрушением его передовой базы в Пёрл-Харборе – это сильно затруднит американцам операции. Усиленный удар по аэродромам должен проложить японцам дорогу к Оаху.

Итак, японское командование запланировало добавить к авианалёту ещё и артиллерийский обстрел Пёрл-Харбора. Тогда в поход японцам надо взять побольше линкоров. Два типа «Конго», что были в РИ ударном соединении, мало. «Ямато» - нет, ещё не готов. Хотелось бы типа «Нагато» с 410 мм ГК. Но эти линкоры сравнительно тихоходны. Все корабли, имевшиеся в японском ударном соединении, держали скорость в 30 узлов (АВ «Акаги» почти 30). С «Нагато» же общая скорость соединения снижается до 25 узлов. Поэтому надо брать все четыре линкора типа «Конго», что имелись в японском флоте. Но скорость «Конго» достигнута за счёт утоньшения брони. У «Нагато» мощнее пушки и толще броня — корабль устойчивее к ответному огню. А то ведь американцы могут же ещё и попасть - Нагато это лучше перенесёт. Чувствую — японские планировщики колебались бы не меньше меня. Всё же лучше ещё два «Конга». Японское соединение сохраняет возможность быстрого манёвра. + Однородность ГК линейной группы облегчает управление её огнём. 

В АИ с обстрелом Пёрл-Харбора есть свои закавыки. Первая из них: американцы хорошо прикрыли Пёрл-Харбор береговой артиллерией.

- Это проблема, но всё же не непреодолимая. Если бы японские «Конги» подошли бы днём к Оаху, на расстояние в упор, да ещё с южной стороны (наиболее защищённой) - то да, стопроцентно они нарвутся. Только японцы знали об этом – что атака с южной стороны самоубийственна. Разведкой укреплений Оаху японцы занимались ещё тогда, когда эти укрепления начали строиться. 

Линкор типа "Конго" и гидромолёт-разведчик. Рисунок из ScaleModels.ru

Меры, чтобы не нарваться на ответный огонь с берега: не подходить с южной стороны, обстрел вести ночью, с дальней дистанции. Выделенные в ударное соединение линкоры провели многочисленные учения с такой стрельбой. Если японцы подходят ночью, не ближе 15-18 км и с западной стороны — то с американских батарей напрямую японцев не видно — их закрывает горный хребет на западном побережье. Сами японцы стреляют поверх хребта по авианаводке. Осветительные бомбы на парашютах и плавающие пиропатроны - штатное оснащение японских самолётов. Они подсветят Пёрл-Харбор и будут корректировать огонь с кораблей. В такого рода стрельбе (ночные, на дальней дистанции, с авиакорректировкой) японский флот регулярно тренировался. 

Но раз обстрел проводится ночью - то возникает другая проблема - небольшая эффективность такого рода стрельбы - ночной, да ещё издали. Как реальный пример приводится обстрел двумя «Конгами» американского аэродрома на Гуадалканале. По аэродрому ночью было выпущено 973 снаряда 14-дм. Результаты: повреждения двум взлётно-посадочным полосам, уничтожено авиатопливо, уничтожено 48 из 90 самолётов. А ведь площадь аэродрома была сравнительно небольшой, топливо и самолеты стояли не укрыто - тем не менее, половина самолетов уцелела.

Другой пример: обстрел Триполи 18 апреля 1941 г. Три британских линкора стреляли с 5 ч до 5 ч 45 мин с дистанции в 10 — 13 км. В плане была корректировка с воздуха – но она отпала сразу: облака пыли и дыма, поднятые разрывами, затрудняли до невозможности наблюдение за падением снарядов. В итоге, британцы оценивают этот обстрел как довольно рискованную операцию и при этом малорезультативную. 

Но японские адмиралы не обязаны знать о малой эффективности ночного обстрела. То есть, это не налагает запрет на АИ, в которой они запланировали такую операцию. К тому же, эффективность хоть и малая - но не нулевая же. Тот же Гуадалканал – быстро выбить осенью 1942 такое количество американских самолётов японцы могли только корабельным обстрелом. Если бы они пытались сделать это своей авиацией, то от неё потребовалось бы просто неприемлемое напряжение сил. 

В Триполи британский обстрел всё же причинил кое-какие разрушения в порту, утоплено одно и повреждены 5 транспортных судов, снаряды разнесли и спалили какие-то склады; как следствие затруднилось использование Триполи в качестве базы снабжения для армии Роммеля. 

Также и ливень в несколько тысяч японских снарядов по П-Х должен зацепить и корабли и нефтебазы, в общем, принести ненулевые результаты.

Итак, АИ: ночью четыре японских линкора вышли на позицию к юго-западу от Оаху. Самолёты подсветили цели в Пёрл-Харборе и корректировали огонь. Стандартный боезапас на «Конго» - 90 выстрелов на ствол, но в перегруз они могут взять больше. Если линкоры выстреливают половину боезапаса - по 50 выстрелов на ствол — получается 1600 бронебойных и фугасных 356 мм снарядов. Тяжёлые крейсера добавляют ещё тысячи полторы снарядов со своих 203 мм орудий. Итоговая картина: Пёрл-Харбор - море огня; пылают развороченные топливохранилища, потоки горящего мазута затопили гавань, на дне которой лежат искорёженные груды линкоров, получивших от 13 до 21 попаданий, разорванные эсминцы и другие корабли.

Рисунок из ScaleModels.ru.

(Спохватываясь) ах, да ночной обстрел не может дать таких результатов. Хотя, именно у японцев (в начале войны) может и получиться что-то около. Их флот практиковался на учениях в дальней ночной стрельбе с авиакорректировкой. Только, стрельбы эти велись по целям в море – то есть, там, где не образуются пыльно-дымовые облака. Но, запланировав обстрел Пёрл-Харбора, японцы должны были провести учения со стрельбой по берегу – и выявить, что будут осложнения с корректировкой. И что-нибудь придумать. 

Как вариант: на рассвете 8-го декабря к Оаху таки отправится с японских авианосцев 3-я волна, а затем и 4-я. Цель налёта - наиболее опасные береговые батареи на острове. Американская ПВО прикрывает в основном авиабазы и Пёрл-Харбор, у батарей ПВО пожиже; истребители Зеро прикроют от оставшихся американских истребителей. Больших потерь эти налёты японцам не принесут. 

На Оаху имелось много береговых орудий, но только две из них (всего четыре 406 мм пушек) были действительно опасны для вражеских линкоров. Если эти две батареи заставили бы замолчать, тогда японские корабли могли подойти к острову и обстрелять цели в гавани перекидным огнём через горный хребет на юго-западе Оаху, не особо опасаясь ответного огня. После налёта 3-й волны, во время работы 4-й по подавлению береговых батарей, подходят японские линкоры – и начинают обстрел при свете дня. 

Итого, получаем АИ результативность японского рейда — уничтожено: американских авианосцев — 2; линкоров — 7; крейсеров тяжёлых — 9; крейсеров лёгких — 5; эсминцев — 39; подлодок — 5; вспомогательных и транспортных кораблей — без счёта.

То есть, такую результативность японцы могли бы получить, если бы не убежали сразу после налёта на П-Х, а продолжили рейд, доведя его до обстрела П-Х. Теперь вернёмся к вопросу: могло ли японское морское командование принять такое решение? Сейчас альтернативщик может принять такое решение легко – он же знает всё, что нужно: как успешно прошёл реальный налёт, сколько самолётов потеряли японцы, сколько осталось у американцев, где находятся их соединения и т.п. Но, вот, японские адмиралы – у них такой же лёгкости нет; у них нет послезнания – как всё прошло. У них есть большие опасения. Их корабли могут быть потеряны, даже получив повреждение - ведь база, где они могут отремонтироваться в 6 000 км, шансы дойти небольшие; повреждение в таких условиях означает большую вероятность гибели. 

С другой стороны: в реальной инструкции для командира ударного соединения был пункт о возможном продолжении рейда. И японские адмиралы действительно тряслись за настоящие линкоры, но их то они к Гавайям и не послали. А «Конги» - не настоящие линкоры, по своим характеристикам это линейные крейсера (выше скорость, чем у линкоров, но тоньше броня). На них, как и на авианосцы, адмиралы смотрели как на расходный материал. В реальную операцию закладывался допустимый уровень потерь – 2 авианосца (в АИ добавим - и (или) 2 «Конга»). В инструкцию Нагуме может быть (могло быть) заложено: пока такой уровень потерь не достигнут – он может (должен) продолжать рейд. 

Как говорил Ямамото одному знакомому офицеру: «русско-японскую войну наш флот начал внезапной атакой главной базы противника в Порт-Артуре. К сожалению, мы не довели эту атаку до конца и не достигли полностью удовлетворительных результатов». Адмирал решил не повторять ошибку - ударить так, чтобы получить уже результат по максимуму; собрать всю хурму в саду. 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened