Супер-Пёрл-Харбор.

Вопрос прошлой публикации: можно ли было улучшить японский удар по Оаху 7 декабря 1941-го? Напрашивающееся решение: японцы могут сделать больше, если они, закончив налёт, не повернут обратно в Японию, а продолжат свой рейд. 

Положение на 10 утра 7 декабря: в результате японского налёта авиация США на острове ослаблена, в ней осталось 13 пикировщиков и 23 горизонтальных бомбера. Всего 35 ударных самолётов – это не тянет на удар, которого японскому соединению следует опасаться. Тем более, что у американцев нет ещё опытных командиров, которые смогли бы как надо организовать действия бомберов и экипажей, которые эти действия могли исполнить. 

Линкоры США также выведены вон: 4 потоплены, один на мели, один в сухом доке, один прижат к причалу затонувшим рядом линкором (освободили его только 20 декабря). Двигаться может один только «Мериленд», да и у того подводная пробоина.

Японское соединение вполне может не убегать сломя голову обратно в Японию, а продолжать операцию, может идти ближе к Пёрл-Харбору. Если, конечно, адмирал Нагумо будет знать положение: что нечего опасаться вражеской авиации и линкоров. Знать это он может, его авиаторам это положение в основном видно, они доложут.

Японские самолёты после атаки разлетались в разные стороны, затрудняя определение направления на авианосное соединение. Сохранялось радиомолчание. Американцы со своей стороны решили, что враг где-то на юге и упорно искали его там. И что характерно: посланные на юг самолёты доложили, что видели японские корабли. А посланные туда же американские корабли доложили, что видели японские самолёты. То есть, американцы видели друг друга, а докладывали о японцах. Такие доклады добавляли неразберихи. Находящееся на севере японское соединение может быть не обнаружено достаточно долго. 

Положение японцев - как хорёк в курятнике. Пока не передушит всех кур, он не видит смысла уходить. Чтобы сделать японцам положение волка на псарне, американцам не хватает ресурсов. Их соединения разбросаны и каждое сильно уступает японскому.

В море 7-го декабря находились: 

Соединение адмирала Хэлси (авианосец «Энтерпрайз», 3 КТ и 9 ЭМ) возвращалось от острова Уэйк, на 6.15 соединение находилось в 200 милях к западу от Оаху. 

+ Соединение адмирала Ньютона (авианосец «Лексингтон», 3 КТ и 5 эсминцев) на 8.00 было в 800 милях к северо-западу от Оаху.

+ КТ «Индианаполис» и 5 ЭМ находились на учениях в 700 милях южнее Оаху. 

+ КТ «Миннеаполис» и 4 ЭМ находился в дозоре южнее Оаху. 

+ Авианосец «Саратога» находился на западном побережье США – оттуда до Оаху ему идти неделю.

+ После налёта из Пёрл-Харбора вышли 3 крейсера с дюжиной эсминцев под командой адмирала Драмеля. В П-Х остались 2 крейсера (+ 3 повреждённых) и полтора десятка эсминцев.

Крейсер "Миннеаполис".

Итак, собственно, АИ: убедившись, что авиация и линейные силы США в Пёрл-Харборе выведены в основном из строя, японское соединение двинулось на юг, юго-запад. Конечно такой ход должен быть запланирован заранее, а не возникнуть вдруг у Нагумы и К` утром 7-го декабря. Всё должно быть обеспечено логистически - танкеры и всё остальное. И должны быть причины для движения на юг после воздушной атаки. Какие тут могут быть причины? - Поиск американских авианосцев. Также должен быть предусмотрен случай, что из гавани уйдут не только авианосцы, но и значительная часть флота — и надо будет их преследовать. 

Собственно, в РИ инструкции для командующего японским соединением был такой пункт: «… 6. Если после прибытия соединения к Гавайским островам будет обнаружено, что американский флот находится в море, а не в Пёрл-Харборе, провести поиск в радиусе 300 миль вокруг о. Оаху и при установлении соприкосновения с американским флотом атаковать его». Вот этот пункт реальной инструкции Нагумо и станет выполнять. 

Мне такое решение (о продолжении японцами своего рейда) в АИ принять легко. Но, вот, могли ли его принять те, кто должен был на самом деле принимать решения – японские адмиралы (и конкретно Нагумо)? Этот вопрос для простоты пока оставим. 

Японские авиаразведчики первым обнаружат тяжёлый крейсер «Миннеаполис» к югу от Оаху - он ближе всего. А затем и авианосец «Энтерпрайз» с кораблями сопровождения; на 6.00 расстояние между ними и японским соединением — примерно 300 миль и далее оно будет уменьшаться. Гидросамолёты с японских крейсеров могли обнаружить цель на дальности до 300 миль; Кейты с авианосцев чуть дальше. Если цель будет обнаружена на расстоянии 200 миль — подлёт японских самолётов к ней займёт 1,5 часа + атака и возвращение: итого нужно не менее трёх часов. Время зимнее, темнеет уже к 18 часам. Поэтому «Энтерпрайз» японцам надо обнаружить до 14 часов. 

В войну японская палубная авиация не особенно отличилась в деле утопления вражеских кораблей в море. Примеры – только несчастные англичане в Индийском океане - 2 крейсера и авианосец «Гермес» (но тут название авианосец носил небольшой старый тихоходный корабль, со штатной авиагруппой аж в 20 самолётов – да и те из-за ремонта отсутствовали на момент атаки). В боях против американского флота японские авиаторы сумели только повредить вражеские авианосцы - "Лексингтон», "Йорктаун" и "Хорнет" - затонули затем эти корабли от других причин. 

Просто палубные самолёты у японцев были хиловаты — пикировщик тянул только одну 250 кг бомбу. Выходом было массировать самолёты в налёте, а затем повторные удары наносить на добивание. Но вот ни с массированием, ни с повторными налётами у японцев ни разу не срослось. Против «Лекса» действовали 2 японских авианосца, отправивших 70 самолётов — часть их атаковала другой американский авианосец. Против «Йорктауна» вообще был один «Хирю», выславший 18 пикировщиков (3 попадания) и 10 торпедоносцев (2 попадания). «Хорнет» атаковали по 20 пикировщиков и торпедоносцев с дюжиной истребителей. Половина атакующих была сбита, много остальных повреждены. Время - октябрь 1942, американские истребители и зенитчики хорошо натренированы и уже имеют боевой опыт. Правда, тут повторные атаки таки случились. Только, имея на начало битвы четыре авианосца (203 самолёта), японцы смогли поднять в повторную атаку против американского соединения лишь 39 самолётов маленькими группами. Часть их снова атаковала «Хорнет», добавив ему ещё одно торпедное и два бомбовых попадания.

В этой АИ положение такое, что японцы имеют возможность и массирования сил и повторных ударов – у них шесть авианосцев против одного американского. Лётчики и зенитчики американцев ещё не обстреляны. А может и слабо обучены, я точно не знаю – как до войны в американском флоте было с тренировками ПВО. 

Атака Пёрл-Харбора обошлась японцам в 29 сбитых и 70 повреждённых самолётов. Минус 100 единиц из авиагруппы – в ней остаётся 340 самолётов (+ потом что-то отремонтируют из повреждённых); 40 истребителей на самооборону авианосцев; в вылет могут отправиться 300. 

С одного из японских авиаразведчиков пришло сообщение: «К юго-западу от Оаху обнаружены корабли, видимо, американские, среди них, кажется, авианосец». Получив энергичный приказ, разведчик подлетел ближе и передал точнее состав американского отряда. Против «Энтерпрайза» и его эскорта японцы подняли 126 ударных самолётов (70 торпедоносцев, 56 пикировщиков) и 38 истребителей. По подлёту японцы разобрали цели: три девятки торпедоносцев и две девятки пикировщиков на авианосец, остальные на крейсера. 

Авиагруппа «Энтерпрайза» была уже ослаблена - часть его самолётов улетела на Оаху ещё до начала японского налёта. Над островом они неожиданно для себя попали в самое пекло — под атаки вражеских истребителей и под огонь своих же зениток. 18 истребителей, что имелись на «Энтерпрайзе», не могли защитить его от большой группы атакующих японцев. Авианосец получил 7 торпед и 9 бомб, вскоре он затонул. Также были потоплены тяжёлый крейсер и пара эсминцев. Темнота укрыла оставшиеся крейсера и эсминцы от повторной атаки. Они были потоплены на следующий день ударами авиации и подлодок. 

На эскадру Драмеля к югу от Оаху (4 крейсера, 16 эсминцев) японцы тоже могут выделить сильную авиагруппу.

Ещё 7-го декабря авианосец "Лексингтон" стоял в Пёрл-Харборе.

С северо-запада к Пёрл-Харбору шёл авианосец «Лексингтон» с кораблями эскорта; с юга подходил КТ «Индианаполис» (топлива на них всё равно не хватает, чтобы уйти в Америку). 8-го декабря «Лекс» и «Инди» будут в досягаемости японской авиаразведки. От Сан-Диего может выйти «Саратога» - но прибыть к Оаху она могла не раньше 13-14-го декабря. 

Примерно в полдень 8-го декабря «Лекс» и японское соединение сблизятся на расстояние досягаемости. Тут кто кого первым заметит. Ну, допустим, что «Лекс» даже успел поднять ударную группу - более полусотни самолётов – и те нашли в океане японское соединение. Хотя, вероятней, что американская авиагруппа промахнётся и затем сядет на Оаху. Что будет точно: малочисленные (18 штук) истребители авианосца не смогут прикрыть ни ударную авиагруппу, ни корабли. Отбиваясь от японских самолётов, «Лекс» стрелял даже из восьми своих 203 мм пушек. Но торпеды и бомбы японцев одна за другой попадали в цель. Повторная атака добила всё, что ещё было на плаву в американском отряде.

Прода бу. 

  

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened