Книги несоветских авторов по творчеству И. Ильфа и Е. Петрова.

В прошлой публикации по теме Ильфа и Петрова были собраны советские источники по их творчеству (я бы дал ссылочку на эту статью, но пока не получается дать в ЖЖ ссылку строчкой, а не окном на полпоста). Вулис А.З., Яновская Л.М., Галанов Б.Е., Старков А.Н. – поскольку это авторы советские, то и наиболее употребляемые слова у них: «советский», «социалистический» и «партийность». Их книги – это, скорее, агитационные брошюры, а не литературоведческие работы. 

Теперь несоветские авторы. 

I. «Романы И. Ильфа и Е. Петрова. Спутник читателя», впервые опубликованы Вена, 1990. Автор - Щеглов Ю.К. (1937 – 2009), эмигрировал из СССР в 1979. 

Постановка проблемы по Щеглову: отсутствие работ по творчеству Ильфа и Петрова, проведенных на должном научно-теоретическом уровне. Задача: восполнить эту лакуну русского литературоведения. Ю.К. Щеглов – настоящий учёный, довольно известный; его уровень, как литературоведа-исследователя очень высок. Хотя, на мой взгляд, работа Щеглова по Ильфу-Петрову на полноценное исследование всё же не тянет. Скорее, это собрание наблюдений по поэтике романов - как устроен их художественный мир.   

Поэтика романов сочетает иронию и романтику, идеализацию советской действительности и её критику. Образ Бендера также сконструирован из амбивалентных схем (Щеглов - из формалистов). Рассуждения о типологии образа Остапа, на мой взгляд, малосодержательны, зато в их завершении есть довольно эффектная фраза: «Бендер, Швейк, Мелехов, Воланд, Живаго… различные образы… но объединяющее у них есть… не должно быть упущено. Только при таком условии мы можем прийти к пониманию литературы ХХ века как многоликого целого, как ансамбля, полифонически откликающегося на один и тот же комплекс фундаментальных вопросов… эпохи». 

Как-нибудь сделаю достаточно полный конспект работы Ю.К. Щеглова. Теоретическую его часть работы дополняет «Спутник читателя» - большой сборник примечаний, соотносящих различные слова или фразы из романов с другими текстами, а также разъясняющих реалии времени Ильфа-Петрова, малоизвестные современному читателю. 

В жанре «Спутника читателя» есть ещё пара книг: авторы Вентцель А. Д. «…комментарии к…» и Вишневский К. Д. «… словарь-комментарий». 

II. «В краю непуганых идиотов» - автор Лурье Я.С. (1926 – 1996), Авель Адамович Курдюмов – псевдоним; издано 1980 г., Париж, в 1993 и в Москве.

Книга Курдюмова даёт большой материал на тему: Ильф и Петров и их время. Их творческая, а также гражданская и личная жизнь пришлась на 1920-30 гг. Время (особенно 30-е) жёсткое. Они были гражданами СССР, в котором власть считала литературу и публицистику средством пропаганды своей политики. И она умела воздействовать на пишущих так, чтобы они становились её рупорагандистами. Чтобы они писали о вредителях и предателях, о классовой борьбе – всё с рефреном «Смерть врагам». Такие темы навязывалась и Ильфу с Петровым, но они не стали пропагандистами. Своей тематикой они избрали не воспевание советского строя (и охуление его врагов). Они писали о недостатках, всяких несуразностях, осложняющие жизнь людям. 

В общем, И.-П. прожили так, что их биографии можно предпослать эпиграф «Блаженны незапятнанные в пути».

Но собственно литературоведческих задач этот автор перед собой не ставил.

III. «Мастер Гамбс и Маргарита», 1982 - авторы М. Каганская и Бар-Селла из Израиля.

Книга в жанре эссе с его своеобразным соотношением объективности и субъективности. Исходя из своих личных пристрастий авторы увидели в романах Ильфа и Петрова множество деталей, объясняемых из демоно- и ангелологии, а также мистики. Получается, что Ильф и Петров конгениальны Булгакову с его «Мастером и Маргаритой». В работе М. Каганской есть интересные наблюдения. В целом, её методика раскодирования текста Ильфа и Петрова с точки зрения демонологии и мистицизма (или игры с этим) несколько неожиданна, хотя и не везде убедительна. 

IIII. «Миры И. А. Ильфа и Е. П. Петрова: Очерки вербализованной повседневности», 2015 – авторы Одесский М. П. и Фельдман Д. М. 

Авторы специализируются на интригах борьбы в полит. верхах СССР - Сталин с приверженцами с одной стороны, Троцкий с троцкистами – с другой, Бухарин с бухаринцами с третьей и ещё кто-то с четвёртой. Неясно, как это может объяснять романы.

Другой их конёк: Одесский и Фельдман толкуют черты в образе Бендера как приметы его принадлежности к уголовному миру. На мой взгляд, толкования довольно натянутые. К примеру, Остап появляется в «Золотом телёнке» без квартиры и пальта – по О. и Ф. это значит, что Остап только освободился из тюрьмы. Однако, если у человека нет квартиры и пальта – это явно не значит только то, что он не иначе как с отсидки. Другой пример: Остап в воображаемой эпитафии сказал о себе: «теплотехник и истребитель». О. и Ф. вспоминают, что какая-то категория уголовников именовалась «техниками», а кто-то там из них уподоблял себя лётчикам - «Вор летает, пока не сядет». Ну, собственно, О. и Ф. и не ставили каких-то литературоведческих задач. 

И на этом фсё. Больше источников-книг по творчеству Ильфа и Петрова нет.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened